TOEFL как инструмент управления учебным процессом по английскому языку

27 июня 2012 Образование

TOEFL как инструмент управления учебным процессом по английскому языку

TOEFL как инструмент управления учебным процессом по английскому языку

Тест TOEFL (Test of English as a Foreign Language) широко применяется за рубежом при оценке уровня языковой подготовки тех, для кого английский язык не является родным. Предоставление результатов TOEFL является необ­ходимым условием для поступления более чем в 2400 колледжей и универси­тетов США, Канады и ряда других стран. Результаты именно этого теста тре­буются при поступлении во все университеты США студентов или аспиран­тов, ранее обучавшихся на другом языке. Кроме того, сдача TOEFL необхо­дима для участия во многих программах зарубежных стажировок в учрежде­ниях, где преподавание ведется на английском языке. Некоторые научные и профессиональные сертификационные программы также требуют от претен­дентов сдачи TOEFL. Таким образом, признано, что тест является эффектив­ным и объективным методом проверки языковых знаний, умений и навыков.
С целью внедрения международных стандартов при оценке навыков вла­дения английским языком и для повышения объективности оценки Центр иностранных языков Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) с 1992 года стал широко применять в учеб­ном процессе тест TOEFL для контроля знаний студентов по английскому языку. Тест используется при оценке языковых умений студентов, обучаю­щихся на «языковых» специальностях университета - «Мировая экономика», «Международные отношения», «Регионоведение США и Канады», а также специальности «Перевод и переводоведение (английский язык)» и программе дополнительной квалификации «Перевод в сфере профессиональной квали­фикации (английский язык)». При тестировании используется так называе­мый «paper-based» TOEFL, который проверяет такие рецептивные умения, как чтение и аудирование, а также грамматические умения и навыки.
Все студенты первого курса указанных выше специальностей пишут тест на установочной неделе, до начала учебы в вузе. Таким образом, преподава­тели Центра иностранных языков получают объективную информацию об уровне владения языковыми навыками вчерашними школьниками на «входе» в вуз. В дальнейшем студенты пишут этот тест регулярно в конце каждого семестра на протяжении всех пяти лет обучения в университете (с 1 по 9 се­местр включительно).
В результате, преподавательский состав имеет на руках данные о дина­мике формирования языковых умений и навыков студентов, что позволяет грамотно управлять учебным процессом. С одной стороны, данные теста учи­тываются при выведении семестровой оценки по дисциплине «Английский язык», что позволяет повысить объективность оценивания студентов. С дру­гой, они дают такую важную информацию, как уровень сформированности навыков в целом, какие из навыков сформированы лучше на данном этапе, в развитии каких из них произошел больший сдвиг по сравнению с предшест­вующим семестром.
Пятнадцатилетний опыт применения TOEFL позволил накопить много­численные данные, позволяющие сравнивать результаты отдельных студен­тов, академических групп, специальностей, а также делать выводы о тенден­циях в формировании языковых навыков.
В данной статье показаны возможности теста как инструмента управления учебным процессом по английскому языку. Нами проанализированы и стати­стически обработаны результаты теста, выполненного студентами специаль­ности «Международные отношения» (30 человек) за 5 лет обучения в вузе.
В таблице 1 представлены балльные результаты TOEFL за весь период обучения в вузе, начиная с диагностического теста, проводимого, как было указано выше, до начала обучения в университете.

Таблица 1 Результаты теста TOEFL за время обучения в вузе

Балл \ Семест

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Самый низкий

340

407

430

420

432

455

465

473

454

460

Самый высокий

480

498

563

555

610

557

608

580

586

597

Средний

421

475

498

496

528

511

521

533

532

533

Как видно из таблицы 1, средний балл студентов на «входе» в вуз составляет 421 балл TOEFL. Самый высокий и самый низкий балл, зафиксированный при проверке результатов, - 480 и 340 баллов соответственно. Баллы в диапазоне до 400, как известно специалистам, применяющим тест в практике учебного процесса, свидетельствуют о начальном уровне владения английским языком. Наш опыт показывает, что для того, чтобы успешно осваивать программу дисциплины «Английский язык» на специальности «Международные отношения», а также других «языковых» специальностях вуза, абитуриенты должны владеть языковыми навыками и умениями хотя бы на уровне 420-440 баллов TOEFL. Таким образом, при поступлении в вуз студенты этой специальности, в целом, с трудом преодолевают планку требований по иностранному языку. Этот средний результат говорит о том, что среди первокурсников находится большой процент тех, кто находится в зоне риска с точки зрения успешности овладения учебной программой «языковой» специальности. Это позволяет дать рекомендации Приемной комиссии по совершенствованию практики набора студентов на указанные специальности. В качестве порогового балла теста по английскому языку, используемого во время вступительных испытаний в вуз, следует принять балл, коррелирующий с 420-440 баллами TOEFL.

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что средний балл TOEFL за 4,5 го, изучения английского языка в вузе возрос с 421 балла до 533, то есть рост со­ставил 112 баллов. Анализ исходных данных показывает, что сильные сту­денты достигают к концу обучения 560-600 баллов TOEFL. Разница между баллами, полученными за тест, написанный ими при поступлении в универ­ситет и результатами последнего теста, составляет 110-130 баллов. У слабых студентов, имеющих к концу обучения около 500 баллов, разница между входным и финальным тестом равняется 100-120 баллам. Таким образом, рост сильных и слабых студентов практически одинаков, но низкий входной балл мешает слабым студентам достичь более высокого уровня развития умений и навыков к концу обучения. Таким образом, преподавательскому составу не­обходимо принимать в течение первых семестров меры, направленные на то, чтобы довести навыки и умения слабых студентов до уровня сильных.

Таблица 2 Успешность выполнения TOEFL

                                                             Семестр

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Раздел TOEFL

Количество правильных ответов, %

Listening Comprehension

33

47

57

61

69

67

69

68

69

69

Written Structure and Grammar Expressions

46

59

62

65

72

72

72

70

71

74

Reading Comprehension

50

57

61

64

65

67

65

73

72

73

Все разделы

43

54

58

63

69

68

68

70

71

72

Анализ данных таблицы 2 показывает, что лучше всего у вчерашних школьников развиты навыки чтения - 50% правильных ответов по итогам выполнения раздела «Reading Comprehension». Несколько хуже развиты грамматические навыки - 46% выполнения соответствующего раздела теста. Самые низкие показатели развития у навыков восприятия на слух - 33% пра­вильных ответов по разделу «Listening Comprehension».
Эти данные были учтены при разработке учебной программы дисциплины, в которой особый упор был сделан на развитие у студентов навыков аудирования. «Аудирование» было выделено в качестве отдельного аспекта дисциплины «Английский язык» в течение первых двух лет изучения дисци­плины. Кроме этого, в рабочие программы таких аспектов, как «Английский язык повседневного общения» (1-5 семестры) и «Английский язык профес­сионального общения» (4-9 семестры) в обязательном порядке включены ау­тентичные материалы, нацеленные на совершенствование навыков воспри­ятия на слух. Подбор и внедрение таких материалов в учебный процесс яв­лялся приоритетной задачей методической работы кафедры «Межкультурных коммуникаций и переводоведения» в течение ряда лет.
Это позволило добиться существенного прогресса в формировании у студентов-международников навыков аудирования. Как видно из таблицы 2, уровень выполнения раздела теста «Listening Compréhension» претерпел самые значимые изменения. К 9-му семестру он повысился по сравнению с начальным этапом на 36%. Уровни владения грамматическими структурами и навыками чтения повысились на 28% и 23% соответственно.
Таким образом, мы видим, что тест TOEFL может выступать в качестве инструмента управления учебным процессом, который дает возможность преподавателю получать объективную информацию о ходе формирования языковых навыков, помогает анализировать учебный процесс и своевременно вносить в него коррективы, т.е. позволяет осуществлять полноценное управ­ление процессом обучения студентов.