2018-2019 учебный год
В течение 2018 – 2019 учебного года состоялось 3 заседания семинара «Актуальные проблемы современной лингвистики, межкультурной коммуникации и методики преподавания русского языка как иностранного». На заседаниях было представлено 5 докладов по трем направлениям: «Учебная дисциплина «Межкультурная коммуникация»: переход на систему смешанного обучения», «Анализ результатов взаимопосещения занятий ППС кафедры РЯЗ и ПП ПОИГ», «Научные исследования ППС и студентов кафедры РЯЗ в 2018 – 2019 учебном году». Среди докладчиков – Коновалова Ю. О., Помникова А. Ю., Яськова А. В., Борзова Т. А., Криницкая М. Ю. Доклады посвящены изменению концепции и содержания электронных учебных курсов «Русский язык и культура речи» и «Межкультурная коммуникация» в связи с реализацией технологии «Перевернутый класс» и переходом на систему смешанного обучения. Освещены вопросы использования различных подходов к обучению студентов по гуманитарным дисциплинам, внедрения траекторного или вариативного обучения, влияния учебных дисциплина на формирование личности обучающихся. Ещё один блок вопросов, озвученных в докладах – организация научно-исследовательской работы в группах иностранных студентов-лингвистов в процессе курсового проектирования и выполнения выпускных квалификационных работ. В целях обмена опытом и повышения уровня преподавательского мастерства представлены аналитические данные по результатам взаимных посещений занятий профессорско-преподавательским составом и педагогическим персоналом ИИЯ.
На кафедре МКП в 2018-2019 учебном году состоялось 6 заседаний Семинара по проблемам лингвистики и переводоведения под руководством доц. Т.И. Леонтьевой. Тематика выступлений диктуется необходимостью расширения межкультурных контактов и интересом к формированию лингвокультурной компетенции, т.е. погружение в мир и культуру народа-носителя иностранного языка. Специфика кафедры МКП состоит в том, чтобы в процессе усвоения языков и системы культурных ценностей овладевать оригинальной методикой подачи изучаемого материала в студенческих группах. Таким образом, семинар включает в себя как лингвокультурологические доклады, так и лингвометодические сообщения.
В работе семинара приняли участие Н.В. Хисамутдинова, В.И. Молодых, О.Н. Гнездечко, Т.И. Леонтьева, молодые кандидаты наук А.Л. Кучеренко и Л.Е. Пак, а также преподаватели, которые в течение ряда лет представляли на семинарах результаты своих исследований: С.В. Мясникова, Е.К. Данилина, С.Н. Котенко, Т.А. Шеховцова и др. Участвует в работе семинара и наша китайская коллега Мэн Мэн.
Преподавателей-лингвистов интересуют проблемы, связанные с концептами языковых личностей (Л.Е. Пак, Т.И. Леонтьева, В.И. Молодых), гендерные проблемы (В.И. Молодых, О.Н. Гнездечко, Т.И. Леонтьева), национальная специфика семантики наименований лиц в неологизмах китайского языка (Е.В. Лавренюк), лингвокреативные особенности вторичных номинаций в современных англоязычных анекдотах (О.Н. Гнездечко), структура газетных заголовков (Н.В. Хисамутдинова) и др.
Большое внимание отводится методическим проблемам, связанным со своеобразием организации речевой деятельности студентов на занятии. Прозвучали сообщения об обучении студентов правильному восприятию англоязычных газет (Т.А. Шеховцова), об использовании метода «встречного текста» на занятиях по домашнему чтению (Т.И. Леонтьева), о включении настоящего «революционного» метода QR-кода в обучение студентов младших курсов (Е.К. Данилина). Слушатели семинара ознакомились с китайской орфографией и методикой обучения ей русских студентов-лингвистов (В.И. Молодых).
В работе семинара по просьбе коллектива кафедры МКП участвовала к.ф.н. М.Ю. Криницкая с сообщением об организации научной работы студентов-лингвистов из КНР. Интерес к этому выступлению вызван тем, что на кафедре МКП открыто отделение лингвистики, и преподавателям вскоре предстоит руководство написанием курсовых и дипломных работ. Встреча с коллегой кафедры РЯЗ, с выступлениями автора доклада и декана ИИЯ Ю.О. Коноваловой о новых требованиях к научным работам студентов были чрезвычайно поучительными.