Три условия эффективного запоминания английских слов

2 декабря 2023 Наука
Три условия эффективного запоминания английских слов

 

Почему одна информация забывается, а другая закрепляется в памяти? Почему на занятии английского языка я успешно выполняю все упражнения с новыми словами, а через час не могу их вспомнить? Существует ли способ запоминать слова эффективно? Эти вопросы задают многие люди, изучающие иностранный язык, и для них предназначена эта статья, в которой рассказано о трёх условиях, которые необходимо соблюдать, чтобы знания не вылетали из памяти, а надолго оставались в ней.

Нас еще в школе учили, что «повторение — мать учения», но оказывается, у учения не одна мать, а три, потому что на переход информации из кратковременной памяти (short-term memory) в долговременную (long-term memory) влияют три основных компонента. Это повторение, потребность, ассоциации.

Именно эти составляющие долгосрочного запоминания выделяют психологи, а вслед за ними и преподаватели иностранных языков. Вся информация, которая попадает в наш мозг, кодируется, «записывается» в том виде, в котором мозг может её сохранять. Эти три условия влияют на нейроны и обеспечивают укрепление существующих и формирование новых нейронных связей.

Repetition (повторение)

Начнем с главной «матери» - повторения. Всем известно: чем чаще мы повторяем информацию, тем лучше она запоминается. Но для многих, кто изучает английский, повторение — это единственный способ запоминания, которым они владеют. Записал — прочитал — повторил вслух. Если что-то не запомнил, повторил много раз, вызубрил, наконец. Но повторение — это не только зубрёжка, это скорее практика, тренировка. Суть повторения заключается не только в том, чтобы много раз прочитать или записать какие-то слова. Повторение должно быть связано с реальными ситуациями и контекстом. Вместо того чтобы десять раз прочитать слово, лучше составить с ним пять предложений, которые будут относиться непосредственно к вашей жизни. Так будет задействован механизм ассоциации, о котором речь пойдет дальше. Другой прием повторения - рассказать о значениях новых слов друзьям, родителям или младшему брату.

С иностранной лексикой, как с людьми: чем чаще вы встречаетесь, чем разнообразнее контексты и ситуации ваших встреч, тем прочнее и ближе отношения. Если вы занимаетесь с преподавателем, то его задачей является обеспечить вам нужную частоту повторения новых слов в разнообразной форме. Если же вы постигаете иностранный язык самостоятельно, старайтесь использовать новое слово в разных ситуациях и в комбинациях с другими словами.

Еще одно заблуждение, от которого надо предостеречь. Даже если вы хорошо поняли материал, вам все равно понадобится повторить его несколько раз, чтобы надолго запомнить. Из всех трёх условий, названных выше, повторение имеет самый сильный эффект на наш мозг.

Urgency (потребность)

Вы не запомните много информации, если она вам не нужна. Когда нет необходимости или вы ее не чувствуете, весь процесс обучения может быть неэффективным. Сдать экзамен в университете, произвести положительное впечатление на партнёров, успешно провести переговоры, не потеряться в путешествии, уметь поддержать разговор с иностранцами, доказать друзьям или родителям, что вы способны выучить язык — это примеры потребностей.

Как работает этот механизм? Когда очень нужно что-то срочно выучить, ваш мозг рассматривает ситуацию как угрозу (threat) и мобилизуется. Конечно, при изучении языка речь не идет об угрозе жизни или здоровью, но вполне реальна угроза потери уже имеющегося или неполучения желаемого (работы, денег, признания, возможностей и т.д.)

Threat создаёт ситуацию Urgency, в результате чего высвобождается гормон стресса и возникает сильный поток нейромедиаторов, усиливающих связи между нейронами.

Кроме того, потребность и срочность создают лучшие условия для кодирования информации и сохранения ее в долговременной памяти, потому что процесс напрямую связан с эмоциями. Иногда материал, который вы запомнили в ночь перед важным экзаменом двадцать лет назад, может легко вспоминаться. Тогда от оценки зависела ваша стипендия, а новая лексика, изученная неделю назад, не была вам супернеобходима.

Выяснено, что студенты, перед которыми открываются карьерные возможности, усваивают информацию и проходят курс гораздо быстрее, чем те, кто занимается английским «просто для себя». Человек, у которого запланирована поездка за рубеж, быстрее усвоит необходимую для путешествия лексику. Как пользоваться этим компонентом запоминания? Во-первых, четко понимать свои цели. Во-вторых, осознавать, что вы потеряете и чего не получите, если не будет результата. Понимание целей, мотивации и видение результата — первый важный шаг к осознанному обучению.

 Association (ассоциация)

Вы замечали, что, когда новая информация связывается с уже известной, вписывается в уже имеющуюся у вас систему знаний, она запоминается лучше? Это происходит благодаря ассоциации — способности связывать новое с уже имеющимися нейронными связями. Если сравнить нашу память с картотекой, то гораздо эффективнее вкладывать новую карточку в уже имеющуюся папку или коробку, чем каждый раз заводить новую.

Дети менее склонны к ассоциации, у них меньше знаний и жизненного опыта, чем у взрослых. Способность к ассоциации — это отдельный навык, который необходимо целенаправленно тренировать и у детей (для их будущего учения), и у взрослых, особенно у тех, кто привык к повторению как единственному способу изучения. Когда человек понимает, как это работает, начинает замечать связи между, казалось бы, разрозненными словами, ориентируется между «папками» в своей памяти, то изучение превращается в увлекательную игру.

Читая этот материал, вы, возможно, успели проанализировать свои стратегии запоминания и выявили, какой из компонентов у вас доминирует или выпадает.

Повторим главное: ваше запоминание будет эффективным и долгосрочным тогда, когда:

  • для вас это необходимо (важно, срочно),
  • вы обеспечиваете себе частые встречи с изученным материалом (повторяете, используете, видите, слышите, проговариваете),
  • связываете новое с уже изученным (сравниваете, систематизируете, изобретаете ассоциации).

Успеха вам в освоении и запоминании всего нового!