АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УНИВЕРСИТЕТСКОМ УРОВНЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

26 июня 2019 Образование

Статья посвящена мобильному обучению и осве щает практический опыт российских и зарубежных исследователей по интеграции мобильных техно- логий при обучении иностранному (в частности ан- глийскому) языку в высших учебных заведениях. От- мечается, что, несмотря на значительный инте- рес к проблеме и широкое распространение мобиль- ных устройств, мобильное обучение не имеет боль- шого практического применения. В работе подни- маются и раскрываются такие понятия, как «мо- бильное обучение» и «мобильные технологии». При- водится периодизация применения мобильных тех- нологий в образовании. Отмечается, что мобиль- ные проекты направлены на основные виды работ в учебном процессе: развитие различных видов ре- чевой деятельности, организацию системы кон- троля и оценивания. Указываются некоторые тен-денции, а также перспективы интеграции мобильных технологий в современном образовании.

АНАЛИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УНИВЕРСИТЕТСКОМ УРОВНЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Современное общество невозможно представить без мобильных устройств. Данные техно- логии прочно занимают свои позиции и в сфере образования. Анализ литературы показывает, что большинство работ посвящено теоретическим исследованиям мобильных технологий в учебном процессе: дидактическим свойствам и функциям мобильных технологий, их типологии; теоретиче- скому обоснованию вариантов применения для различных видов учебных работ; способам и усло- виям успешной интеграции; описанию учебных и неучебных мобильных приложений. Несмотря на наличие практически свободного доступа к мобильным устройствам среди студентов и преподава- телей и значительный интерес к вопросу со стороны научной среды, мобильное обучение тем не менее не является достаточно распространенным в практике вузов. Таким образом, актуальность определяется недостаточной разработанностью методик интеграции мобильного обучения и их практической реализацией при обучении иностранным языкам на университетском уровне.

Данная работа носит дескриптивный характер и имеет целью осветить реальный опыт рос- сийских и зарубежных вузов по интеграции мобильных технологий в учебный процесс при обуче- нии иностранному языку. Для достижения поставленной цели были определены следующие за- дачи: 1) дать определение понятиям «мобильное обучение» и «мобильные технологии»; 2) ис- следовать периодизацию, а также опыт интеграции мобильных технологий при обучении ино- странному языку в российских и зарубежных университетах; 3) обозначить перспективные направления в применении мобильных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Термин «мобильное обучение» имеет множество определений в зарубежной и отечественной литературе. Так, Д. Тракслер характеризует мобильное обучение как любое предоставление обра- зования, где единственными или доминирующими технологиями являются портативные устройства,

и делает оговорку, что мобильное обучение может включать использование как телефонов, смарт- фонов, планшетов, так и ноутбуков, игровых приставок, iPod [1]. В «Рекомендации ЮНЕСКО по по- литике в области мобильного обучения» отмечается, что мобильное обучение подразумевает ис- пользование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информацион- ными и коммуникационными технологиями (ИКТ) для организации учебного процесса вне зависимо- сти от места и времени для достижения таких целей обучения, как эффективное управление школь- ными системами, совершенствование взаимодействия между образовательными учреждениями и семьями учащихся [2]. В Национальном стандарте Российской Федерации (ГОСТ Р 52653–2006) мобильное обучение трактуется как электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [3].

Применительно к методике изучения иностранных языков следующее определение мо- бильному обучению дает К.В. Капранчикова: это форма организации процесса обучения и кон- троля, основанная на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных ком- пьютеров и т. п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут формировать и совершенствовать языковые навыки, развивать речевые умения (на основе средств синхрон- ной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетен- ции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах [4]. По мнению Ю.В. Трошиной и Н.О. Вербицкой, мобильное обуче- ние иностранному языку – это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основной или доминирующей технологией являются мобильные устрой- ства связи (смартфоны, планшеты и т. п.), с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте [5].

Под мобильными технологиями понимают не только мобильные устройства, например смартфоны, планшетные компьютеры, электронные книги, нетбуки, КПК. Как отмечают С.В. Ти- това и А.П. Авраменко, термин «мобильные технологии» модифицирует три основные составля- ющие педагогического процесса: доступ к средствам обучения, формы реализации учебной ин- теракции и формы подачи учебного материала и заданий [6, с. 15].

Предпосылки возникновения системы обучения при помощи мобильных технологий и ее развития приписывают Сеймуру Пейперту, чья идея состояла в том, чтобы, используя новейшие технологии, преодолеть разницу в качестве образования (программы LOGO, «Черепашка», 1968–1969 гг.). При этом обучение рассматривалось как вовлечение ребенка в деятельность, а преподаватель – как посредник между учащимися и источником информации [7]. Именно такой подход лежит в основе принципов современной методики преподавания иностранных языков. Базовые принципы современного мобильного обучения сформированы Аланом Кэем, который, развивая идеи Пейперта в образовании, в 1972 г. разработал идею первого портативного компь- ютера, который имел бы возможность прослушивания аудиозаписи и просмотра изображений (принцип мультимедийности), – Dynabook [8].

Периодизация внедрения в образование собственно мобильных технологий связана с ра- ботой международных конференций, где значительное внимание уделяется теоретической сто- роне вопроса мобильного обучения. Можно выделить три этапа интеграции мобильных техноло- гий при обучении иностранным языкам:

  • 2002–2004 гг. – переосмысление принципов и становление основ мобильного обучения;
  • 2005–2008 гг. – признание наличия проблемы и создание модели мобильного обучения;
  • 2009 – настоящее время – совершенствование мобильных технологий, разработка ме- тодик мобильного обучения и подходов к его интеграции, формирование единой стратегии мо- бильного обучения [9, с. 21].

Проведение конференций и создание ассоциаций, направленных на изучение мобильного обучения, а также разработка первых мобильных приложений привели к созданию ряда проектов в области образования. Благодаря беспроводному способу соединения и широкому ассорти- менту мобильных устройств появилась возможность внедрять в учебный процесс огромное ко- личество мобильных обучающих программ и технологий.

Среди мобильных проектов, в частности, можно выделить направленные на проведение основных видов работ при обучении иностранному языку в вузах как в России, так и за рубежом (см. табл. 1). Рассмотрим некоторые из них.

Таблица 1 – Мобильные проекты, направленные на обучение английскому языку в вузах

Год

Страна

Проект

Цель проекта

2002–2005

Япония

Kinjo Gakuin University

Развитие лексических навыков

2005

Сингапур

Singapore Examination and Assess- ment Board

Проведение оценивания и са- мооценивания

2007

Ирландия

Use of mobile phones for language learning and formative assessment

2006–2008

Китай

Chinese University of Hong Kong

2015

Испания

University of Cadiz

2006–2008

Китай

Chinese University of Hong Kong

Развитие всех видов речевой деятельности

Россия

Томский политехнический университет

2015

Испания

University of Cadiz

2009–2010

Испания

ESEPOD project

Развитие аудитивных навыков

2010–2011

Иордания, Саудовская Аравия

Ajloun University College, Majmaa University

Развитие письменно-речевых навыков и умений

2016–2017

Россия

Владивостокский                                     государственный университет экономики и сервиса

2011

Россия

Московский государственный уни-

верситет им. М.В. Ломоносова

Проведение текущего и про-

межуточного контроля

2011–2012

Россия

Московский государственный уни- верситет им. М.В. Ломоносова

Развитие устных видов рече- вой деятельности

2012–2013

Россия

Тамбов

Так, в 2002–2005 гг. были разработаны и интегрированы в учебный процесс проекты для обучения английскому языку студентов при помощи мобильных телефонов (П. Торнтон, К. Хау- зер [10]). Проект предусматривал выполнение ряда упражнений на развитие лексических навы- ков. Авторы указывают, что мультимедийная составляющая (использование электронной почты и СМС) способствовала повышению учебной мотивации. Студентам еженедельно рассылались мини-уроки, содержащие по 5 новых лексических единиц, использованных в различных кон- текстах и мини-видеоэпизодах. Пре- и посттестирования выявляли количество выученных слов за двухнедельный период. В целом отмечалась высокая эффективность применения мобильных устройств в обучении английскому языку как иностранному. В частности, была получена обрат- ная связь со стороны студентов, 93 % которых отметили эффективность данного метода в изу- чении иностранного языка, а 89 % выразили желание продолжить подобное обучение.

В 2005 г. в Сингапуре было проведено исследование, посвященное использованию мо- бильных телефонов в оценивании при обучении английскому языку [11]. Его целью явилось ре- шение двух вопросов: является ли идея использования мобильных телефонов в обучении тех- нически выполнимой и каковы потенциальные недостатки и преимущества такого проекта. Ис- следователи пришли к выводу, что проведение оценивания на базе мобильных технологий имеет ряд преимуществ, таких как немедленная обратная связь, независимость от местоположения и времени, большие возможности для формирующего оценивания. Однако они также отметили и ряд недостатков: низкая скорость интернет-соединения, маленький экран устройств.

В 2006–2008 гг. при Китайском университете Гонконга (Chinese University of Hong Kong) проводился проект, в основу которого было положено взаимодействие преподавателя и студен- тов через СМС-сообщения [12]. Исследователи отметили текстовую основу сообщений и отсут- ствие мультимедийной составляющей. Данный проект проводился в рамках университетского курса по изучению английского языка как иностранного и предусматривал использование таких технологий, как мобильные телефоны и персональные карманные компьютеры. Курс представ- лял собой ежедневные двухчасовые занятия в течение семи недель. Участникам проекта пред- лагалось ответить на вопросы после пройденного занятия, таким образом обеспечивалась об- ратная связь. Принимая во внимание лимитированное количество знаков в СМС-сообщениях, вопросы были закрытого типа и сопровождались несколькими вариантами ответов. 95 % студен- тов отметили достаточно сложную природу вопросов, 72 % участников проекта были удовлетво- рены количеством вопросов, в то время как 22 % посчитали такое число недостаточным. Как ре- зультат, исследователи отметили повышение академической успеваемости студентов.

В 2009–2010 гг. было проведено исследование ESEPOD project при отделении образова- ния и гуманитарных наук Гранадского университета (Universidad de Granada) [13], целью которого было внедрение в университетский языковой курс аудиоподкастов для улучшения аудитивных навыков и развития коммуникативной компетенции. Исследователи привели критерии, в соот- ветствии с которыми проходил отбор аудиоматериалов: вариант английского языка, время зву- чания, тема, наличие скрипта, вид подкаста, аудио/видео, регулярность обновления. В течение 10-недельного курса участникам проекта было предложено оставлять комментарии о том,

сколько раз необходимо было прослушать запись и с какими трудностями они сталкивались во время прослушивания, а также отметить незнакомые слова. Необходимым условием была ра- бота в сотрудничестве. Еженедельный опрос и дискуссии проводились для закрепления матери- ала и получения обратной связи. Результаты показали общую удовлетворенность студентов кур- сом и рост академической успеваемости.

В 2010–2011 гг. проводился эксперимент по внедрению мобильных приложений (мобильной почты) для развития письменно-речевых навыков студентов двух университетов: университета в Аджлуне, Иордания (Ajloun University College) и Маджмейском университете, Саудовская Аравия (Majmaa University) [14]. Авторами было отмечено, что экспериментальная модель интеграции мо- бильных приложений способствовала значительному улучшению академической успеваемости студентов, в частности, электронная почта оказывала положительное влияние на мотивацию к обу- чению письму. Исследователи привели данные о совершенствовании синтаксической структуры предложений, орфографии, пунктуации, грамматической корректности. Значительные улучшения отмечены при структурировании предложений и написании небольших абзацев.

В 2015 г. были представлены результаты исследования, проведенного в Кадисском уни- верситете, Испания (Universidad de Cádiz) [15], которые показали, что использование мобильных приложений с элементами геймификации упрощает и делает более эффективным как учебный процесс, так и процесс оценивания. Результаты 4-недельного исследования указывают на уве- личение словарного запаса студентов и совершенствование письменных умений.

В России проекты и исследования в области интеграции мобильных технологий и приложе- ний в процесс обучения иностранному языку представлены менее обширно. Так, в 2011 г. был за- пущен долговременный исследовательский проект «Мобильные устройства в языковом классе: теория и практика» при отделении иностранных языков и регионоведения Московского государ- ственного университета им. М.В. Ломоносова [16]. Исследователи ставили следующие цели: изу- чить готовность участников проекта к внедрению мобильных технологий и разработать методиче- ские основы мобильного обучения иностранным языкам. С помощью мобильной системы опроса и голосования выстраивалась подача нового материала, проводились текущий и промежуточный контроль и оценивание. По итогам проекта 97 % обучающихся отметили, что смогли лучше понять учебные темы, 90 % подчеркнули повышение учебной мотивации. Авторы пришли к выводу, что использование мобильных приложений в рамках учебного курса оказывает положительное влия- ние как на взаимодействие учащегося и преподавателя, так и на проведение занятия в целом.

Проведенное в 2011–2013 гг. исследование при Московском государственном универси- тете им. М.В. Ломоносова (автор – А.П. Авраменко) имело целью интегрировать мобильные тех- нологии в учебный процесс для развития устных видов речевой деятельности. В ходе курса исследователи применяли задания, выполняемые при помощи мобильных приложений: мобиль- ный квест, цифровой рассказ. Также проводился формирующий контроль на основе системы те- стирования PeLe [17]. Отмечались заинтересованность и, как следствие, повышение учебной мо- тивации обучающихся, лучшие академические показатели.

Исследование 2012–2013 гг. (автор – К.В. Капранчикова) основной целью ставило развитие коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений («Юриспруденция»). Для ре- ализации поставленной цели использовались блог-технологии, мобильные подкасты и мобиль- ные словари [18]. В течение учебного года было предложено к изучению 6 тем, по завершении каждой было предусмотрено выполнение проекта с использованием одной из мобильных техно- логий. Результаты исследования говорят о статистически значимых различиях в уровне владе- ния иностранным языком между двумя учебными группами.

С.В. Титова и Е.К. Данилина [19] приводят результаты педагогического эксперимента, про- веденного в рамках диссертационного исследования в 2016/17 учебном году во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Эксперимент был направлен на интеграцию мобильных приложений тестирования и обратной связи в учебный процесс для совершенствова- ния и развития письменно-речевых умений и организации формирующего и текущего кон- троля. Внедрение приложений проводилось в три этапа и включало в себя организацию форми- рующего оценивания (само-, взаимо- и группового). В результате эксперимента были отмечены повышение мотивации, значимые различия в уровнях владения иностранным языком в экспери- ментальной и контрольной группах.

Согласно результатам эксперимента, проведенного в Томском политехническом универси- тете С.Н. Поповой [20], студентам неязыковых специальностей было предложено пройти элек- тронный курс, размещенный на платформе Moodle, с использованием мобильных  устройств.   В рамках курса были предусмотрены работа с грамматическим и лексическим материалом, ин- теракция студентов и преподавателей, онлайн-ссылки на задания для самостоятельной работы. Результаты проведенного исследования показали, что студенты положительно оценили подоб- ную работу с применением мобильных технологий, при этом абсолютное большинство обучаю- щихся высоко оценили «свободный доступ к учебным материалам» и «портативность».

Рассмотренные проекты указывают на то, что мобильные технологии обладают большими возможностями (формирование необходимых языковых и речевых навыков и умений, проведе- ние стандартизированного и формирующего тестирования, организация самостоятельной ра- боты) и при удачном распределении учебного времени и продуманном применении на занятиях могут способствовать повышению мотивации обучающихся, эффективности учебного процесса и академической успеваемости.

Проанализировав зарубежный и отечественный опыт применения мобильных технологий при обучении иностранному языку в вузе, автор пришел к выводу, что глобальный процесс инте- грации можно условно представить в виде двух больших групп:

  • мобильные проекты, направленные на оптимизацию системы контроля и оценивания при обучении иностранному языку в вузе;
  • мобильные проекты, направленные на развитие различных видов речевой деятельности. Первая группа характеризуется переосмыслением системы контроля применительно к тре- бованиям современного образовательного процесса. Большое внимание уделяется форматив- ному и суммативному оцениванию. Методика применения мобильных технологий опирается на такие направления альтернативного контроля, как само-, групповое и взаимооценивание. Среди основных интегрируемых мобильных приложений можно выделить мобильную почту, учебные и неучебные приложения, системы опроса, оценивания и обратной связи (Twitter, PeLe, Socrative, Kahoot!, SurveyMonkey, Poll Everywhere и др.).

Вторая группа характеризуется появлением методик использования мобильных техноло- гий обучения иноязычным навыкам и умениям наряду с традиционными техниками. Проводится анализ появляющихся в большом количестве мобильных приложений (блог-технологий, мобиль- ных словарей, мобильных подкастов, цифровых рассказов, мобильных квестов и др.).

Обе группы имеют ряд преимуществ и недостатков. Так, к достоинствам можно отнести повышение учебной мотивации и академической успеваемости, независимость от местоположе- ния и времени, немедленное взаимодействие преподавателя и студентов, индивидуальный под- ход к обучающимся, творческий подход к выполнению заданий. Среди возможных минусов сле- дует отметить необходимость доступа к интернету, скорость соединения, маленький экран мо- бильных устройств, стоимость некоторых приложений.

Говоря о перспективах внедрения мобильных технологий в процесс обучения иностранному языку, С.В. Титова указывает на основные тенденции в образовании, а именно доступность, откры- тость, интерактивность, визуализацию, геймификацию [21, с. 218–219]. Интеграция современных мобильных и цифровых технологий в полной мере способствует реализации данных тенденций.

В заключение следует сказать, что применение мобильных технологий при обучении ино- странному языку в вузах, отвечая современным требованиям ФГОС, является перспективным направлением. Знакомство с опытом отечественных и зарубежных коллег представляет собой одно из необходимых условий успешной интеграции, наряду с необходимостью организации ис- следовательской и методической работы. Таким образом, перспективными направлениями для реализации мобильного обучения на университетском уровне могут считаться: анализ мобиль- ных сервисов и приложений, исследование их дидактических свойств и функций, разработка ме- тодик обучения иностранному языку, основанных на мобильных технологиях.

 Ссылки и примечания:

  1. Traxler J. Defining mobile learning [Электронный ресурс] // IADIS International Conference Mobile Learning. 2005. URL: https://www.researchgate.net/profile/John_Traxler/publication/228637407_Defining_mobile_learn- ing/links/0deec51c8a2b531259000000/Defining-mobile-learning.pdf (дата обращения: 04.2018).
  2. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения [Электронный ресурс] // UNESCO. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения: 04.2018).
  3. ГОСТ Р 52653–2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Элек- тронный ресурс] // Электронный фонд правовой и научно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/docu- ment/gost-r-52653-2006 (дата обращения: 24.04.2018).
  4. Капранчикова К.В. Дидактические свойства и методические функции мобильных технологий в обучении иностран- ному языку // Язык и культура. 2014. № 1 (129). С. 84–94.
  5. Трошина Ю.В., Вербицкая Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://www.science-education.ru/ru/arti- cle/view?id=20164 (дата обращения: 24.04.2018).
  6. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильные устройства и технологии в преподавании иностранных языков : учебное пособие. М., 2013. 232 с.
  7. Using SMSs to engage students in language learning [Электронный ресурс] / P. Clarke, C. Keing, P. Lam, C. McNaught // Proceedings of the 20th Annual World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia & Telecommunications, Vienna, Austria, 30 June – 4 July URL: http://www.cuhk.edu.hk/clear/download/paper/CKLMcN_EM_08.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
  8. Kay Afterword: What is Dynabook? Commentary on “A personal computer for children of all ages” [Электронный ресурс] // Viewpoints Research Institute. URL: http://www.vpri.org/pdf/hc_what_Is_a_dynabook.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
  1. Титова С.В., Авраменко А.П. Указ. соч. С.
  2. Thornton , Houser C. Using mobile phones in English education in Japan // Journal of Computer Assisted Learning. 2005. Vol. 21, no. 3. P. 217–228. https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2005.00129.x.
  3. Wong C.C., Sellan R., Lee L.Y. Assessment using mobile phone – An exploratory study [Электронный ресурс] // Interna- tional Association for Educational URL: http://www.iaea.info/documents/paper_1162a2913.pdf (дата обраще- ния: 24.04.2018).
  4. Using SMSs to engage students in language
  5. The Esepod Project: Improving Listening Skills Through Mobile Learning [Электронный ресурс] / B.C. Pérez, M.Á.G. Vigil,

D.G. Níkleva, Á.J.Jiménez, M.T. López-Mezquita Molina, F.F. del Pino Morales, L.S. Rodríguez // International Conference “ICT for Language Learning”. 4th ed. URL: https://www.researchgate.net/publication/259009828_The_Esepod_Project_Im- proving_Listening_Skills_Through_Mobile_Learning (дата обращения: 24.04.2018).

  1. Alzu’bi M.A., Sabha M.R.N. Using mobile-based email for English foreign language learners [Электронный ресурс] // TO- JET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. 2013. January. Vol. 12, iss. 1. URL: http://www.tojet.net/arti- cles/v12i1/12118.pdf (дата обращения: 04.2018).
  2. Mobile apps to support and assess foreign language learning / Berns, M. Palomo-Duarte, J.M. Dodero, J.M. Ruiz-Ladrón,
    1. Calderón Márquez // Critical CALL: Proceedings of the 2015 EUROCALL Conference, Padova, Dublin, 2015. P. 51– 56. https://doi.org/10.14705/rpnet.2015.000309.
  3. Титова С.В., Талмо Т. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы опроса SRS // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3. С. 49–63.
  4. Авраменко А.П. Модель интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков для развития уст- ных видов речевой деятельности (английский язык) : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.
  5. Капранчикова К.В. Методика обучения иностранному языку студентов на основе мобильных технологий (английский язык, направление подготовки «Юриспруденция») : дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2014. 192 с.
  6. Титова С.В., Данилина Е.К. Экспериментальное внедрение модели организации формирующего и текущего контроля письменно-речевых умений на базе мобильных технологий студентов неязыкового вуза // Вестник Тамбовского универ- ситета. Серия: Гуманитарные науки. Т. 23, № 172. С. 35–42. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-172-35-42.
  7. Попова С.Н. Мобильное обучение как новая технология обучения иностранному языку студентов вузов (на примере Томского политехнического университета) // Приволжский научный вестник. 2015. № 4-2 (44). С. 49–52.
  8. Титова С.В., Авраменко А.П. Указ. соч. С. 218–219.

Авторы публикации