СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2

3 июня 2019 История

РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИ

СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2

Информация о жизни семьи и её субъектах, семейных традициях и историях накапливалась и передавалась из поколения в поколение. Самым распространённым способом сохранения и передачи сведений об истории семьи с давних пор выступала родословная книга.

На Руси родословные книги появились в 40-х гг. XVI в. из практических соображений – так государство отслеживало родственные связи знатных родов для распределения должностей (местничество). Первоначально такие книги создавались в Казне, после был создан Разрядный приказ. Так что изначально родословные книги на Руси представляли собой генеалогические записи и являлись разновидностью делопроизводственной документации, содержащей сведения о происхождении, родственных связях и службе предков княжеских и боярских фамилий в России. Составлялись они думными дьяками исключительно для мужской линии и использовались для составления справок в местнических спорах. Самая известная подобная книга – «Государев родословец» (ок. 1555) – была создана по распоряжению Ивана Грозного.

После отмены местничества в 1682 году было решено составить несколько родословных книг для разных категорий служилых людей. Для этого в составе Разрядного приказа была специально создана Родословных дел палата, которая занималась сбором документов, необходимых для составления родословных книг русского дворянства. Все служилые люди должны были представить в неё свои родословия и документы, подтверждающие родство. Из всех запланированных книг была создана только одна, получившая название «Бархатной».

БАРХАТНАЯ КНИГА - родословная книга самых знатных боярских и дворянских фамилий России, составленная в 1687 году. Её название происходит от бархатного переплёта.

Бархатная книга включала в себя

*«Государев родословец», состоявший преимущественно из родословных записей потомков Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды),

*материалы за вторую половину XVI-XVII вв. из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682-1687.

Как исторический источник Бархатная книга требует к себе критического отношения, т.к. в ней имеются фактические ошибки и фальсификации.

В XVIII в. функции Палаты перешли к Герольдии, а большинство росписей погибло в Москве в 1812. После 1785 года (после издания Жалованной грамоты дворянству) родословные книги стали создаваться по отдельным губерниям губернскими дворянскими собраниями.

С середины XIX века родословные книги стали создаваться не просто в качестве делопроизводственных документов, а принимали вид настоящих научных исследований. Правда, посвящались они по-прежнему историям княжеских и дворянских родов.

Наиболее масштабны по своему охвату «Российская родословная книга» П.В. Долгорукова и «Русская родословная книга» А.Б. Лобанова-Ростовского.

Родословные книги являются предметом специального изучения источниковедения – главной из вспомогательных исторических дисциплин, которая разрабатывает теорию и методику изучения и использования исторических источников. Генеалогия, ещё одна вспомогательная историческая дисциплина, использует сведения из родословных книг для выявления фактов родства и доказательства их достоверности.

Данные родословных книг помогают в изучении вопросов политической истории России, различных аспектов истории класса феодалов России, роли отдельных представителей правящего класса и их семей в истории формирования аппарата управления и т.д.

Исследованием родословных книг занимались Н.П. Лихачев, Н.Я. Руммель, Л.М. Савелов, С.Б. Веселовский, М.Е. Бычкова и другие исследователи.

Родословные книги были не только у нас – это довольно распространенная традиция сохранения истории семьи и передачи её последующим поколениям.

КИТАЙСКИЕ РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИ интересны своим содержанием: они не просто перечисляют предков, но и содержат историю клана с самых давних времен, а также определяют имена для потомков рода.

Китайская родословная книга включает в себя

*Изображения и фотографии местностей, зданий, надгробий, персонажей.

*Собственно историю клана.

*Поимённое перечисление предков и краткую информацию о них.

*Родословное древо.

*Историю фамилии и географию её распространения с давних времён.

*Приложение с таблицей соответствия дат по разным стилям (включая европейский).

*Таблицу соответствия имён, которые должны получать сыновья (определённый иероглиф на 40 поколений. По завершении цикла - всё с начала). Имена предопределены только для сыновей.

К сожалению, после революции следование родословной традиции потеряло популярность, и сейчас родословные книги в Китае продолжают немногие.

У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ родословная называется Шежере (дословно - дерево) и представляет собой генеалогическую запись племён и родов. Наиболее распространены шежере среди башкир, казахов и киргизов. Согласно древним традициям, род у тюркских народов передаётся по мужской линии. Но иногда в генеалогические записи включали и наиболее выдающихся женщин.

Помимо перечисления предков (как правило, по прямой мужской линии), шежере содержит

*генеалогическое древо,

*биографии,

*важнейшие факты из жизни родов и племен,

*сведения об исторических событиях,

*географию наиболее значимых событий,

*легенды,

*сообщения о быте,

*информацию о нравах народа,

*юридических и морально-этических нормах,

*сюжеты произведений народного творчества,

*литературные фрагменты.

Так что шежере – это не просто родословная в привычном понимании, а нечто большее – своеобразная летопись семьи и рода. Именно как «генеалогическая летопись» перевёл на русский язык это понятие этнограф Р.Г. Кузеев, один из первых исследователей башкирских шежере. Он акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.

Исследование шежере помогает учёным узнать факты об устройстве общества соответствующего временного периода, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях. Но для шежере характерно и сочетание документальности с вымыслом. Поэтому некоторые из них отвергаются историками в качестве ценных исторических источников.

Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписываясь, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы (старейшины) рода.

Чтобы сохранить в памяти родоплеменную генеалогию и важнейшие исторические факты, башкиры излагали своё прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде: так родословная легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере рода считалось большим позором.

В ИСЛАНДИИ интерес к своей родословной является национальной чертой. Исландцы не просто интересуются генеалогией, их культура сохранила исключительные первоисточники:

1)«Книга об исландцах». Написанная Ари Мудрым (являющимся также автором книг по генеалогии и – по одной из версий – «Книги о заселении»), «Книга об исландцах» содержит ценнейшие сведения по истории Исландии конца IX-начала XII вв.

В ней рассказывается о

√Времени заселения страны в 870-930 гг

√Становлении первых государственных институтов

√Учреждении законов

√Принятии нового, более точного календаря

√Открытии Гренландии

√Событиях, связанных с распространением христианства в Исландии и деятельностью первых епископов

В Приложении указаны также

√Родословная норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого,

√Родословная первых исландских епископов,

√Собственный род Ари Мудрого, который он проследил до легендарных героев.

2) «Книга о заселении» рассказывает об обнаружении Исландии, о заселении каждой её части, о родственных связях исландцев и об исторических фактах, составивших основу саг.

3) Исландские саги, написанные в период с 1180 до середины XIV века. В них повествуется об исландцах, живших в эпоху расцвета первой исландской республики.

Заселение Исландии объясняют вынужденной эмиграцией норвежцев на запад из-за угнетения со стороны короля Норвегии – Харольда Прекрасноволосого. Большинство переселенцев были аристократического происхождения и покинули Скандинавию, поскольку не хотели ни господствовать, ни быть подчинёнными. Они лишь стремились к независимости. В качестве их предков указываются короли, князья и другие знатные люди. Так что знание своих родословных было необходимым элементом сохранения своей независимости, сохранения памяти о своём происхождении. Особенно важной оказалась память о своих предках в условиях иностранного угнетения со стороны датчан. Ведь потомки знатных и свободных людей имели право жить свободно и независимо в своей стране. Так что родословные, бывшие в свое время неотъемлемой частью литературы, являлись наследством древнего родового строя. Наследством, которым исландцы пользовались, чтобы доказать свою свободу. Для этих же целей – для доказательства своей свободы, но уже внутри страны – составлялись и крестьянские родословные. Причём многие из них были такими длинными, что вполне могли «посрамить» отдельные старинные фамилии.

А главное: исландцы и сегодня не утратили замечательной традиции – знания своих предков и гордости за них: уверенность в собственном высоком достоинстве и привязанность к своим предкам до сих пор ярко характеризуют исландцев.

И хотя мне пока не удалось найти данных о родословных книгах (или чем-то подобном) в МЕКСИКЕ, эта страна славится своим культом семьи и предков. А самым семейным праздником Мексики (и одним из самых ярких, самобытных и жизнеутверждающих) является Dia de los Muertos – День Мертвых. Он начинается в ночь c 31 на 1 и отмечается 1-2 ноября. Для мексиканцев это время вспомнить не только ушедших родственников, но и семейные традиции, а также отличный повод провести время с семьёй и насладиться жизнью: накрыть богатый стол, помянуть ушедших родных, красиво прибрать дом к их «визиту», вспомнить старые семейные истории – всё это неотъемлемые части торжества. Ко Дню Мертвых принято также подготовить алтарь, обязательные атрибуты которого

*фотографии ушедших родственников,

*их любимая еда, напитки и вещи,

*цветы – целое море цветов,

*зажжённые свечи.

Ритуальным цветком считаются бархатцы – признанные цветы мёртвых: их в огромных количествах высаживают на кладбищах, ими украшают алтари. Родом они, кстати, из Южной Америки.

Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогими и любимыми, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным. Семья любит своего ушедшего родственника так же, как любила его живым, помнит, чтит и передаёт память о нём своим детям и внукам. Так что День мертвых для мексиканцев – это любовь к близким, радость встречи с ушедшими, их почитание. Настоящий праздник жизни! А если Вы ещё не видели изумительный мультфильм Тайна Коко – очень рекомендую посмотреть.

Авторы публикации