СЕМЕЙНАЯ ИСТОРИЯ. ЧАСТЬ 2
РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИ
Информация о жизни семьи и её субъектах, семейных традициях и историях накапливалась и передавалась из поколения в поколение. Самым распространённым способом сохранения и передачи сведений об истории семьи с давних пор выступала родословная книга.
На Руси родословные книги появились в 40-х гг. XVI в. из практических соображений – так государство отслеживало родственные связи знатных родов для распределения должностей (местничество). Первоначально такие книги создавались в Казне, после был создан Разрядный приказ. Так что изначально родословные книги на Руси представляли собой генеалогические записи и являлись разновидностью делопроизводственной документации, содержащей сведения о происхождении, родственных связях и службе предков княжеских и боярских фамилий в России. Составлялись они думными дьяками исключительно для мужской линии и использовались для составления справок в местнических спорах. Самая известная подобная книга – «Государев родословец» (ок. 1555) – была создана по распоряжению Ивана Грозного.
После отмены местничества в 1682 году было решено составить несколько родословных книг для разных категорий служилых людей. Для этого в составе Разрядного приказа была специально создана Родословных дел палата, которая занималась сбором документов, необходимых для составления родословных книг русского дворянства. Все служилые люди должны были представить в неё свои родословия и документы, подтверждающие родство. Из всех запланированных книг была создана только одна, получившая название «Бархатной».
БАРХАТНАЯ КНИГА - родословная книга самых знатных боярских и дворянских фамилий России, составленная в 1687 году. Её название происходит от бархатного переплёта.
Бархатная книга включала в себя
*«Государев родословец», состоявший преимущественно из родословных записей потомков Рюриковичей и Гедиминовичей (царский, княжеские, боярские роды),
*материалы за вторую половину XVI-XVII вв. из родословных росписей, поданных представителями этих фамилий в 1682-1687.
Как исторический источник Бархатная книга требует к себе критического отношения, т.к. в ней имеются фактические ошибки и фальсификации.
В XVIII в. функции Палаты перешли к Герольдии, а большинство росписей погибло в Москве в 1812. После 1785 года (после издания Жалованной грамоты дворянству) родословные книги стали создаваться по отдельным губерниям губернскими дворянскими собраниями.
С середины XIX века родословные книги стали создаваться не просто в качестве делопроизводственных документов, а принимали вид настоящих научных исследований. Правда, посвящались они по-прежнему историям княжеских и дворянских родов.
Наиболее масштабны по своему охвату «Российская родословная книга» П.В. Долгорукова и «Русская родословная книга» А.Б. Лобанова-Ростовского.
Родословные книги являются предметом специального изучения источниковедения – главной из вспомогательных исторических дисциплин, которая разрабатывает теорию и методику изучения и использования исторических источников. Генеалогия, ещё одна вспомогательная историческая дисциплина, использует сведения из родословных книг для выявления фактов родства и доказательства их достоверности.
Данные родословных книг помогают в изучении вопросов политической истории России, различных аспектов истории класса феодалов России, роли отдельных представителей правящего класса и их семей в истории формирования аппарата управления и т.д.
Исследованием родословных книг занимались Н.П. Лихачев, Н.Я. Руммель, Л.М. Савелов, С.Б. Веселовский, М.Е. Бычкова и другие исследователи.
Родословные книги были не только у нас – это довольно распространенная традиция сохранения истории семьи и передачи её последующим поколениям.
КИТАЙСКИЕ РОДОСЛОВНЫЕ КНИГИ интересны своим содержанием: они не просто перечисляют предков, но и содержат историю клана с самых давних времен, а также определяют имена для потомков рода.
Китайская родословная книга включает в себя
*Изображения и фотографии местностей, зданий, надгробий, персонажей.
*Собственно историю клана.
*Поимённое перечисление предков и краткую информацию о них.
*Родословное древо.
*Историю фамилии и географию её распространения с давних времён.
*Приложение с таблицей соответствия дат по разным стилям (включая европейский).
*Таблицу соответствия имён, которые должны получать сыновья (определённый иероглиф на 40 поколений. По завершении цикла - всё с начала). Имена предопределены только для сыновей.
К сожалению, после революции следование родословной традиции потеряло популярность, и сейчас родословные книги в Китае продолжают немногие.
У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ родословная называется Шежере (дословно - дерево) и представляет собой генеалогическую запись племён и родов. Наиболее распространены шежере среди башкир, казахов и киргизов. Согласно древним традициям, род у тюркских народов передаётся по мужской линии. Но иногда в генеалогические записи включали и наиболее выдающихся женщин.
Помимо перечисления предков (как правило, по прямой мужской линии), шежере содержит
*генеалогическое древо,
*биографии,
*важнейшие факты из жизни родов и племен,
*сведения об исторических событиях,
*географию наиболее значимых событий,
*легенды,
*сообщения о быте,
*информацию о нравах народа,
*юридических и морально-этических нормах,
*сюжеты произведений народного творчества,
*литературные фрагменты.
Так что шежере – это не просто родословная в привычном понимании, а нечто большее – своеобразная летопись семьи и рода. Именно как «генеалогическая летопись» перевёл на русский язык это понятие этнограф Р.Г. Кузеев, один из первых исследователей башкирских шежере. Он акцентировал внимание на том, что шежере является именно летописью, а не просто родословной, так как содержит не только имена представителей рода и годы их жизни, но и важные исторические сведения.
Исследование шежере помогает учёным узнать факты об устройстве общества соответствующего временного периода, информацию о межплеменных отношениях, некоторых давних событиях. Но для шежере характерно и сочетание документальности с вымыслом. Поэтому некоторые из них отвергаются историками в качестве ценных исторических источников.
Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписываясь, знания о них передавались детям и внукам. Наиболее точно и подробно знали родословную аксакалы (старейшины) рода.
Чтобы сохранить в памяти родоплеменную генеалогию и важнейшие исторические факты, башкиры излагали своё прошлое преимущественно в стихотворном, зарифмованном виде: так родословная легче заучивалась и с меньшими искажениями передавалась из поколения в поколение. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере рода считалось большим позором.
В ИСЛАНДИИ интерес к своей родословной является национальной чертой. Исландцы не просто интересуются генеалогией, их культура сохранила исключительные первоисточники:
1)«Книга об исландцах». Написанная Ари Мудрым (являющимся также автором книг по генеалогии и – по одной из версий – «Книги о заселении»), «Книга об исландцах» содержит ценнейшие сведения по истории Исландии конца IX-начала XII вв.
В ней рассказывается о
√Времени заселения страны в 870-930 гг
√Становлении первых государственных институтов
√Учреждении законов
√Принятии нового, более точного календаря
√Открытии Гренландии
√Событиях, связанных с распространением христианства в Исландии и деятельностью первых епископов
В Приложении указаны также
√Родословная норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого,
√Родословная первых исландских епископов,
√Собственный род Ари Мудрого, который он проследил до легендарных героев.
2) «Книга о заселении» рассказывает об обнаружении Исландии, о заселении каждой её части, о родственных связях исландцев и об исторических фактах, составивших основу саг.
3) Исландские саги, написанные в период с 1180 до середины XIV века. В них повествуется об исландцах, живших в эпоху расцвета первой исландской республики.
Заселение Исландии объясняют вынужденной эмиграцией норвежцев на запад из-за угнетения со стороны короля Норвегии – Харольда Прекрасноволосого. Большинство переселенцев были аристократического происхождения и покинули Скандинавию, поскольку не хотели ни господствовать, ни быть подчинёнными. Они лишь стремились к независимости. В качестве их предков указываются короли, князья и другие знатные люди. Так что знание своих родословных было необходимым элементом сохранения своей независимости, сохранения памяти о своём происхождении. Особенно важной оказалась память о своих предках в условиях иностранного угнетения со стороны датчан. Ведь потомки знатных и свободных людей имели право жить свободно и независимо в своей стране. Так что родословные, бывшие в свое время неотъемлемой частью литературы, являлись наследством древнего родового строя. Наследством, которым исландцы пользовались, чтобы доказать свою свободу. Для этих же целей – для доказательства своей свободы, но уже внутри страны – составлялись и крестьянские родословные. Причём многие из них были такими длинными, что вполне могли «посрамить» отдельные старинные фамилии.
А главное: исландцы и сегодня не утратили замечательной традиции – знания своих предков и гордости за них: уверенность в собственном высоком достоинстве и привязанность к своим предкам до сих пор ярко характеризуют исландцев.
И хотя мне пока не удалось найти данных о родословных книгах (или чем-то подобном) в МЕКСИКЕ, эта страна славится своим культом семьи и предков. А самым семейным праздником Мексики (и одним из самых ярких, самобытных и жизнеутверждающих) является Dia de los Muertos – День Мертвых. Он начинается в ночь c 31 на 1 и отмечается 1-2 ноября. Для мексиканцев это время вспомнить не только ушедших родственников, но и семейные традиции, а также отличный повод провести время с семьёй и насладиться жизнью: накрыть богатый стол, помянуть ушедших родных, красиво прибрать дом к их «визиту», вспомнить старые семейные истории – всё это неотъемлемые части торжества. Ко Дню Мертвых принято также подготовить алтарь, обязательные атрибуты которого
*фотографии ушедших родственников,
*их любимая еда, напитки и вещи,
*цветы – целое море цветов,
*зажжённые свечи.
Ритуальным цветком считаются бархатцы – признанные цветы мёртвых: их в огромных количествах высаживают на кладбищах, ими украшают алтари. Родом они, кстати, из Южной Америки.
Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогими и любимыми, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным. Семья любит своего ушедшего родственника так же, как любила его живым, помнит, чтит и передаёт память о нём своим детям и внукам. Так что День мертвых для мексиканцев – это любовь к близким, радость встречи с ушедшими, их почитание. Настоящий праздник жизни! А если Вы ещё не видели изумительный мультфильм Тайна Коко – очень рекомендую посмотреть.