Изменим язык = изменим общество?

18 марта 2021 Открытая лекция

В Институте иностранных языков прошло знаковое мероприятие в рамках «Года науки и технологий» и месяца лингвистики и межкультурной коммуникации.

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год «Годом науки и технологий», а Департамент научно-исследовательских работ ВГУЭС утвердил распределение научных направлений в нашем университете по месяцам. Например, март – месяц лингвистики и межкультурной коммуникациий.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова рассказала об одном из мероприятий, прошедших под этим знаком – открытой научно-популярной лекции по гендерной лингвистике «Феминистская лингвистика и современное общество», которая состоялась 16 марта:

- Когда нам объявили, что март 2021 года будет посвящён научному направлению нашего института, а именно лингвистике и межкультурной коммуникации, то мы с коллегами сразу подумали о том, что хорошо было бы обсудить с нашими ребятами некоторые актуальные вопросы, связанные с современным языком и обществом. Особенность наших образовательных программ такова, что обучение направлено на получение практических навыков, а времени заниматься фундаментальной наукой не так много. Открытая лекция – отличный повод познакомить студентов с интереснейшими лингвистическими направлениями. Это, во-первых, поможет ребятам сориентироваться в выборе подходящего для них аспекта исследования языкового материала, ведь все наши студенты сейчас приступили к выполнению курсовых работ, а во-вторых, под другим углом взглянуть на науку. Неслучайно целью лекции было заявлено расширение лингвистического кругозора. Очень надеюсь, что у меня получилось привлечь внимание наших начинающих лингвистов к проблемам взаимосвязи языка и общества. Например, одним из предметов обсуждения на лекции стали феминитивы – существительные, обозначающие лиц женского пола, например, по профессиональному признаку – авторка, режисерка, блогерка, хирургиня, редакторка и т.д. Почему употребление этих слов вызывает ироничную улыбку? Станут ли феминитивы со временем нейтральными и будут ли они использоваться наравне с существительными мужского рода? Поможет ли активное вхождение феминитивов в речь избавиться от гендерного неравенства в обществе, как предполагали еще в конце ХХ века сторонники феминисткой критики языка? Хорошо, если на эти и другие вопросы участники лекции смогут в будущем найти ответы.

Слушателями и участниками интерактивной лекции выступили студенты 2 и 3 курса направлений бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование».

Ребята поделились своими впечатлениями:

Ходькина Инесса, БЛГ-19 АН:

- Меня удивило то, что даже в языковой культуре существует столько признаков гендерного неравенства, так как в жизни я никогда об этом не задумывалась. Также я не знала, что в лингвистике существует столько разных направлений.

Мочалова Алиса, БЛГ-19АН:

- Мне было интересно послушать лекцию на такую животрепещущую в последнее время тему как феминитивы. Очень понравилось, что лектор осветил проблематику с точки зрения науки, а не социального движения. Было полезно усвоить, что языка без человека не бывает, и то, как мы пользуемся нашей речью, отражает наш взгляд на мир. А мир, как оказалось, до сих пор пребывает в стереотипах. Гендерная лингвистика занимается лишь частью подобных стереотипов, но с её помощью мы можем отследить и изучить тенденцию развития современной речи относительно того, как на языковом уровне меняется положение обоих полов по отношению друг к другу. Благодарю лектора за предоставленные знания и пищу для размышлений.

Шульга Илья, БЛГ-18АН:

- Для меня лекция была интересна и познавательна, потому что проблема феминитивов до сих пор актуальна и хочется знать, как лучше выражать свои мысли, чтобы не выглядеть женоненавистником.

Токарева Дайяна, БЛГ-18АН:

- Мне понравилась лекция, так как Юлия Олеговна постоянно взаимодействовала с нами, интересовалась нашим мнением по поводу гендерных стереотипов и феминитивов, проводила мини-опросы. Я узнала, что стереотипы о манере речи укоренились в языке, но с каждым годом их границы постепенно размываются.

Долгая Ева, БПО-19ИЯ1:

- Юлия Олеговна провела нас по разным направлениям лингвистики. Для меня самой интересной показалась нейролингвистика, изучающая язык как продукт деятельности мозга. А основным вопросом нашей встречи была гендерная лингвистика. Оказывается, во многих языках в основе мужской род. Это выражается, например, в том, что почти все профессии представлены в мужском роде, а производные женского рода от них имеют насмешливый характер. Далее мы рассмотрели примеры гендерных стереотипов в языке. Например, выражение «Что ты плачешь, как девочка» связывает в нашем сознании три понятия: плакать – плохо, плачут только девочки, значит, быть девочкой плохо. В будущем, надеюсь, людям удастся преодолеть гендерные стереотипы и изменить язык. Но для этого ещё требуется время.

Опираясь на отзывы студентов можно с уверенностью сказать, что заявленная цель мероприятия – расширение лингвистического кругозора через знакомство с основами и базовыми понятиями гендерной лингвистики - была с успехом достигнута.

Персоны