Изменим язык = изменим общество?

В Институте иностранных языков прошло знаковое мероприятие в рамках «Года науки и технологий» и месяца лингвистики и межкультурной коммуникации.

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год «Годом науки и технологий», а Департамент научно-исследовательских работ ВГУЭС утвердил распределение научных направлений в нашем университете по месяцам. Например, март – месяц лингвистики и межкультурной коммуникациий.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова рассказала об одном из мероприятий, прошедших под этим знаком – открытой научно-популярной лекции по гендерной лингвистике «Феминистская лингвистика и современное общество», которая состоялась 16 марта:

- Когда нам объявили, что март 2021 года будет посвящён научному направлению нашего института, а именно лингвистике и межкультурной коммуникации, то мы с коллегами сразу подумали о том, что хорошо было бы обсудить с нашими ребятами некоторые актуальные вопросы, связанные с современным языком и обществом. Особенность наших образовательных программ такова, что обучение направлено на получение практических навыков, а времени заниматься фундаментальной наукой не так много. Открытая лекция – отличный повод познакомить студентов с интереснейшими лингвистическими направлениями. Это, во-первых, поможет ребятам сориентироваться в выборе подходящего для них аспекта исследования языкового материала, ведь все наши студенты сейчас приступили к выполнению курсовых работ, а во-вторых, под другим углом взглянуть на науку. Неслучайно целью лекции было заявлено расширение лингвистического кругозора. Очень надеюсь, что у меня получилось привлечь внимание наших начинающих лингвистов к проблемам взаимосвязи языка и общества. Например, одним из предметов обсуждения на лекции стали феминитивы – существительные, обозначающие лиц женского пола, например, по профессиональному признаку – авторка, режисерка, блогерка, хирургиня, редакторка и т.д. Почему употребление этих слов вызывает ироничную улыбку? Станут ли феминитивы со временем нейтральными и будут ли они использоваться наравне с существительными мужского рода? Поможет ли активное вхождение феминитивов в речь избавиться от гендерного неравенства в обществе, как предполагали еще в конце ХХ века сторонники феминисткой критики языка? Хорошо, если на эти и другие вопросы участники лекции смогут в будущем найти ответы.

Слушателями и участниками интерактивной лекции выступили студенты 2 и 3 курса направлений бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование».

Ребята поделились своими впечатлениями:

Ходькина Инесса, БЛГ-19 АН:

- Меня удивило то, что даже в языковой культуре существует столько признаков гендерного неравенства, так как в жизни я никогда об этом не задумывалась. Также я не знала, что в лингвистике существует столько разных направлений.

Мочалова Алиса, БЛГ-19АН:

- Мне было интересно послушать лекцию на такую животрепещущую в последнее время тему как феминитивы. Очень понравилось, что лектор осветил проблематику с точки зрения науки, а не социального движения. Было полезно усвоить, что языка без человека не бывает, и то, как мы пользуемся нашей речью, отражает наш взгляд на мир. А мир, как оказалось, до сих пор пребывает в стереотипах. Гендерная лингвистика занимается лишь частью подобных стереотипов, но с её помощью мы можем отследить и изучить тенденцию развития современной речи относительно того, как на языковом уровне меняется положение обоих полов по отношению друг к другу. Благодарю лектора за предоставленные знания и пищу для размышлений.

Шульга Илья, БЛГ-18АН:

- Для меня лекция была интересна и познавательна, потому что проблема феминитивов до сих пор актуальна и хочется знать, как лучше выражать свои мысли, чтобы не выглядеть женоненавистником.

Токарева Дайяна, БЛГ-18АН:

- Мне понравилась лекция, так как Юлия Олеговна постоянно взаимодействовала с нами, интересовалась нашим мнением по поводу гендерных стереотипов и феминитивов, проводила мини-опросы. Я узнала, что стереотипы о манере речи укоренились в языке, но с каждым годом их границы постепенно размываются.

Долгая Ева, БПО-19ИЯ1:

- Юлия Олеговна провела нас по разным направлениям лингвистики. Для меня самой интересной показалась нейролингвистика, изучающая язык как продукт деятельности мозга. А основным вопросом нашей встречи была гендерная лингвистика. Оказывается, во многих языках в основе мужской род. Это выражается, например, в том, что почти все профессии представлены в мужском роде, а производные женского рода от них имеют насмешливый характер. Далее мы рассмотрели примеры гендерных стереотипов в языке. Например, выражение «Что ты плачешь, как девочка» связывает в нашем сознании три понятия: плакать – плохо, плачут только девочки, значит, быть девочкой плохо. В будущем, надеюсь, людям удастся преодолеть гендерные стереотипы и изменить язык. Но для этого ещё требуется время.

Опираясь на отзывы студентов можно с уверенностью сказать, что заявленная цель мероприятия – расширение лингвистического кругозора через знакомство с основами и базовыми понятиями гендерной лингвистики - была с успехом достигнута.

Персоны

Коновалова Юлия ОлеговнаКоновалова Юлия Олеговна

Институт иностранных языков , Директор института

array(13) { ["Data"]=> array(11) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(177) ["input"]=> float(178) ["date"]=> string(10) "2021-03-18" ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(33) "Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["imgURL"]=> string(60) "https://st0.vvsu.ru/photos/Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" ["dateString"]=> string(8) "18 марта" } ["ShortDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(144) "В Институте иностранных языков прошло знаковое мероприятие в рамках «Года науки и технологий» и месяца лингвистики и межкультурной коммуникации." ["plain"]=> string(144) "В Институте иностранных языков прошло знаковое мероприятие в рамках «Года науки и технологий» и месяца лингвистики и межкультурной коммуникации." ["money"]=> NULL ["type"]=> float(100) ["input"]=> float(4) ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(32) "Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo" ["imgURL"]=> string(60) "https://st1.vvsu.ru/photos/Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["FullDescr"]=> array(10) { ["text"]=> string(5179) "

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год «Годом науки и технологий», а Департамент научно-исследовательских работ ВГУЭС утвердил распределение научных направлений в нашем университете по месяцам. Например, март – месяц лингвистики и межкультурной коммуникациий.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова рассказала об одном из мероприятий, прошедших под этим знаком – открытой научно-популярной лекции по  гендерной лингвистике «Феминистская лингвистика и современное общество», которая состоялась 16 марта:

- Когда нам объявили, что март 2021 года будет посвящён научному направлению нашего института, а именно лингвистике и межкультурной коммуникации, то мы с коллегами сразу подумали о том, что хорошо было бы обсудить с нашими ребятами некоторые актуальные вопросы, связанные с современным языком и обществом. Особенность наших образовательных программ такова, что обучение направлено на получение практических навыков, а времени заниматься фундаментальной наукой не так много. Открытая лекция – отличный повод познакомить студентов с интереснейшими лингвистическими направлениями. Это, во-первых, поможет ребятам сориентироваться в выборе подходящего для них аспекта исследования языкового материала, ведь все наши студенты сейчас приступили к выполнению курсовых работ, а во-вторых, под другим углом взглянуть на науку. Неслучайно целью лекции было заявлено расширение лингвистического кругозора. Очень надеюсь, что у меня получилось привлечь внимание наших начинающих лингвистов к проблемам взаимосвязи языка и общества. Например, одним из предметов обсуждения на лекции стали феминитивы – существительные, обозначающие лиц женского пола, например, по профессиональному признаку – авторка, режисерка, блогерка, хирургиня, редакторка и т.д. Почему употребление этих слов вызывает ироничную улыбку? Станут ли феминитивы со временем нейтральными и будут ли они использоваться наравне с существительными мужского рода? Поможет ли активное вхождение феминитивов в речь избавиться от гендерного неравенства в обществе, как предполагали еще в конце ХХ века сторонники феминисткой критики языка? Хорошо, если на эти и другие вопросы участники лекции смогут в будущем найти ответы.

Слушателями и участниками интерактивной лекции выступили студенты 2 и 3 курса направлений бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование».

 Ребята поделились своими впечатлениями:

Ходькина Инесса, БЛГ-19 АН:

- Меня удивило то, что даже в языковой культуре существует столько признаков гендерного неравенства, так как в жизни я никогда об этом не задумывалась. Также я не знала, что в лингвистике существует столько разных направлений.

Мочалова Алиса, БЛГ-19АН:

- Мне было интересно послушать лекцию на такую животрепещущую в последнее время тему как феминитивы. Очень понравилось, что лектор осветил проблематику с точки зрения науки, а не социального движения. Было полезно усвоить, что языка без человека не бывает, и то, как мы пользуемся нашей речью, отражает наш взгляд на мир. А мир, как оказалось, до сих пор пребывает в стереотипах. Гендерная лингвистика занимается лишь частью подобных стереотипов, но с её помощью мы можем отследить и изучить тенденцию развития современной речи  относительно того, как на языковом уровне меняется положение обоих полов по отношению друг к другу. Благодарю лектора за предоставленные знания и пищу для размышлений.

Шульга Илья, БЛГ-18АН:

- Для меня лекция была интересна и познавательна, потому что проблема феминитивов до сих пор актуальна и хочется знать, как лучше выражать свои мысли, чтобы не выглядеть женоненавистником.

Токарева Дайяна, БЛГ-18АН:

- Мне понравилась лекция, так как Юлия Олеговна постоянно взаимодействовала с нами, интересовалась нашим мнением по поводу гендерных стереотипов и феминитивов, проводила мини-опросы. Я узнала, что стереотипы о манере речи укоренились в языке, но с каждым годом их границы постепенно размываются.

Долгая Ева, БПО-19ИЯ1:

- Юлия Олеговна провела нас по разным направлениям лингвистики. Для меня самой интересной показалась нейролингвистика, изучающая язык как продукт деятельности мозга. А основным вопросом нашей встречи была гендерная лингвистика. Оказывается, во многих языках в основе мужской род. Это выражается, например, в том, что почти все профессии представлены в мужском роде, а производные женского рода от них имеют насмешливый характер. Далее мы рассмотрели примеры гендерных стереотипов в языке. Например, выражение «Что ты плачешь, как девочка» связывает в нашем сознании три понятия: плакать – плохо, плачут только девочки, значит, быть девочкой плохо. В будущем, надеюсь, людям удастся преодолеть гендерные стереотипы и изменить язык. Но для этого ещё требуется время.

Опираясь на отзывы студентов можно с уверенностью сказать, что заявленная цель мероприятия – расширение лингвистического кругозора через знакомство с основами и базовыми понятиями гендерной лингвистики - была с успехом достигнута.

" ["plain"]=> string(5179) "

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2021 год «Годом науки и технологий», а Департамент научно-исследовательских работ ВГУЭС утвердил распределение научных направлений в нашем университете по месяцам. Например, март – месяц лингвистики и межкультурной коммуникациий.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова рассказала об одном из мероприятий, прошедших под этим знаком – открытой научно-популярной лекции по  гендерной лингвистике «Феминистская лингвистика и современное общество», которая состоялась 16 марта:

- Когда нам объявили, что март 2021 года будет посвящён научному направлению нашего института, а именно лингвистике и межкультурной коммуникации, то мы с коллегами сразу подумали о том, что хорошо было бы обсудить с нашими ребятами некоторые актуальные вопросы, связанные с современным языком и обществом. Особенность наших образовательных программ такова, что обучение направлено на получение практических навыков, а времени заниматься фундаментальной наукой не так много. Открытая лекция – отличный повод познакомить студентов с интереснейшими лингвистическими направлениями. Это, во-первых, поможет ребятам сориентироваться в выборе подходящего для них аспекта исследования языкового материала, ведь все наши студенты сейчас приступили к выполнению курсовых работ, а во-вторых, под другим углом взглянуть на науку. Неслучайно целью лекции было заявлено расширение лингвистического кругозора. Очень надеюсь, что у меня получилось привлечь внимание наших начинающих лингвистов к проблемам взаимосвязи языка и общества. Например, одним из предметов обсуждения на лекции стали феминитивы – существительные, обозначающие лиц женского пола, например, по профессиональному признаку – авторка, режисерка, блогерка, хирургиня, редакторка и т.д. Почему употребление этих слов вызывает ироничную улыбку? Станут ли феминитивы со временем нейтральными и будут ли они использоваться наравне с существительными мужского рода? Поможет ли активное вхождение феминитивов в речь избавиться от гендерного неравенства в обществе, как предполагали еще в конце ХХ века сторонники феминисткой критики языка? Хорошо, если на эти и другие вопросы участники лекции смогут в будущем найти ответы.

Слушателями и участниками интерактивной лекции выступили студенты 2 и 3 курса направлений бакалавриата «Лингвистика» и «Педагогическое образование».

 Ребята поделились своими впечатлениями:

Ходькина Инесса, БЛГ-19 АН:

- Меня удивило то, что даже в языковой культуре существует столько признаков гендерного неравенства, так как в жизни я никогда об этом не задумывалась. Также я не знала, что в лингвистике существует столько разных направлений.

Мочалова Алиса, БЛГ-19АН:

- Мне было интересно послушать лекцию на такую животрепещущую в последнее время тему как феминитивы. Очень понравилось, что лектор осветил проблематику с точки зрения науки, а не социального движения. Было полезно усвоить, что языка без человека не бывает, и то, как мы пользуемся нашей речью, отражает наш взгляд на мир. А мир, как оказалось, до сих пор пребывает в стереотипах. Гендерная лингвистика занимается лишь частью подобных стереотипов, но с её помощью мы можем отследить и изучить тенденцию развития современной речи  относительно того, как на языковом уровне меняется положение обоих полов по отношению друг к другу. Благодарю лектора за предоставленные знания и пищу для размышлений.

Шульга Илья, БЛГ-18АН:

- Для меня лекция была интересна и познавательна, потому что проблема феминитивов до сих пор актуальна и хочется знать, как лучше выражать свои мысли, чтобы не выглядеть женоненавистником.

Токарева Дайяна, БЛГ-18АН:

- Мне понравилась лекция, так как Юлия Олеговна постоянно взаимодействовала с нами, интересовалась нашим мнением по поводу гендерных стереотипов и феминитивов, проводила мини-опросы. Я узнала, что стереотипы о манере речи укоренились в языке, но с каждым годом их границы постепенно размываются.

Долгая Ева, БПО-19ИЯ1:

- Юлия Олеговна провела нас по разным направлениям лингвистики. Для меня самой интересной показалась нейролингвистика, изучающая язык как продукт деятельности мозга. А основным вопросом нашей встречи была гендерная лингвистика. Оказывается, во многих языках в основе мужской род. Это выражается, например, в том, что почти все профессии представлены в мужском роде, а производные женского рода от них имеют насмешливый характер. Далее мы рассмотрели примеры гендерных стереотипов в языке. Например, выражение «Что ты плачешь, как девочка» связывает в нашем сознании три понятия: плакать – плохо, плачут только девочки, значит, быть девочкой плохо. В будущем, надеюсь, людям удастся преодолеть гендерные стереотипы и изменить язык. Но для этого ещё требуется время.

Опираясь на отзывы студентов можно с уверенностью сказать, что заявленная цель мероприятия – расширение лингвистического кругозора через знакомство с основами и базовыми понятиями гендерной лингвистики - была с успехом достигнута.

" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(100) ["input"]=> float(5) ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(32) "Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo" ["imgURL"]=> string(60) "https://st2.vvsu.ru/photos/Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["Name"]=> array(10) { ["text"]=> string(32) "Изменим язык = изменим общество?" ["plain"]=> string(32) "Изменим язык = изменим общество?" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(100) ["input"]=> float(4) ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(32) "Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo" ["imgURL"]=> string(60) "https://st0.vvsu.ru/photos/Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["Time"]=> array(10) { ["text"]=> string(5) "14:43" ["plain"]=> string(5) "14:43" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(100) ["input"]=> float(405828) ["date"]=> NULL ["value"]=> NULL ["valueName"]=> string(32) "Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo" ["imgURL"]=> string(60) "https://st1.vvsu.ru/photos/Izmenim_jazyk_izmenim_obshhestvo_" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["Type"]=> array(10) { ["text"]=> string(7) "novosti" ["plain"]=> string(7) "Новости" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(31) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(404075) ["valueName"]=> string(8) "Новости " ["imgURL"]=> string(0) "" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["Priority"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(19) "1__glavnaia_novost_" ["plain"]=> string(19) "1 (главная новость)" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(5256) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(405337) ["valueName"]=> string(20) "1 (главная новость) " ["imgURL"]=> string(47) "https://st2.vvsu.ru/photos/1 (главная новость) " ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } } ["Site"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(9) "iflvvsuru" ["plain"]=> string(11) "ifl.vvsu.ru" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(5256) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(2145211065) ["valueName"]=> string(12) "ifl.vvsu.ru " ["imgURL"]=> string(39) "https://st0.vvsu.ru/photos/ifl.vvsu.ru " ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } } ["MainPict"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(0) "" ["plain"]=> string(0) "" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(130) ["input"]=> float(36468) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(2148449365) ["valueName"]=> string(36) "D710B09D_670D_4037_96A9_2A3081103A89" ["imgURL"]=> string(63) "https://st1.vvsu.ru/photos/D710B09D_670D_4037_96A9_2A3081103A89" ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } } ["PhotoReport"]=> array(2) { [0]=> bool(true) ["valueHTML"]=> string(1784) "
" } ["Category"]=> array(10) { ["text"]=> string(18) "otkrytaia_lektsiia" ["plain"]=> string(15) "Открытая лекция" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(31) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(2146046888) ["valueName"]=> string(16) "Открытая лекция " ["imgURL"]=> string(43) "https://st2.vvsu.ru/photos/Открытая лекция " ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["Dep"]=> array(10) { ["text"]=> string(29) "institut_inostrannykh_iazykov" ["plain"]=> string(27) "Институт иностранных языков" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(31) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(1004) ["valueName"]=> string(28) "Институт иностранных языков " ["imgURL"]=> string(55) "https://st0.vvsu.ru/photos/Институт иностранных языков " ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } ["EmplPerson"]=> array(1) { [0]=> array(10) { ["text"]=> string(26) "konovalova_iuliia_olegovna" ["plain"]=> string(24) "Коновалова Юлия Олеговна" ["money"]=> NULL ["type"]=> float(102) ["input"]=> float(5256) ["date"]=> NULL ["value"]=> float(248) ["valueName"]=> string(25) "Коновалова Юлия Олеговна " ["imgURL"]=> string(52) "https://st1.vvsu.ru/photos/Коновалова Юлия Олеговна " ["Unic"]=> string(36) "C77E87DB-CB21-4EB5-963F-04B8DA537DEE" } } } Array