Педагогическое образование во ВГУЭС: первый шаг на пути к решению кадрового вопроса в Приморье

20 марта 2019 Обучение

15 марта 2019 года во ВГУЭС состоялся Круглый стол c руководителями и учителями школ и образовательных учреждений СПО г. Владивостока

В 2019 году Институт иностранных языков впервые в истории ВГУЭС примет на обучение студентов направления подготовки бакалавриата 44.03.01 «Педагогическое образование». Это уже вторая «новинка» для Института иностранных языков – в 2018 году состоялся первый набор студентов сразу на две новые образовательные программы в рамках направления 45.03.01 Лингвистика: на 1 курсе сейчас обучаются будущие переводчики английского и китайского языков. Что касается нового для университета направления «Педагогическое образование», то здесь стоит отметить, что Институт иностранных языков готовит очень интересную, полезную, а главное – абсолютно практико-интегрированную программу обучения по профилю «Иностранный язык». Первая группа студентов начнет обучение по программе подготовки учителей английского языка уже в сентябре текущего года. Особенность новой образовательной программы заключается в том, что в ее разработке на всех этапах принимают активное участие представители профессиональной среды – руководители и педагоги образовательных организаций г.Владивостока.

15 марта 2019 года во ВГУЭС состоялось важное событие: Круглый стол «Педагогическое образование во ВГУЭС». Мероприятие было организовано Институтом иностранных языков совместно с кафедрой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС. В работе Круглого стола приняли участие, с одной стороны, преподаватели и сотрудники ВГУЭС, в том числе подразделений, реализующих среднее профессиональное образование (Академического колледжа и Колледжа сервиса и дизайна), а с другой – руководители и преподаватели других учебных заведений – специализированных владивостокских школ и гимназий (Средней общеобразовательной школы № 63 с углубленным изучением китайского языка; Средней общеобразовательной школы № 13 с углубленным изучением английского языка; Гимназии №1 г.; Школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей имени Н. Н. Дубинина); учебных подразделений из состава АНПОО «Дальневосточный центр непрерывного образования» – Международной лингвистической школы, Классической европейской прогимназии и Академического колледжа; Спасского педагогического колледжа, Приморского государственного училища (техникума) олимпийского резерва.

Цель встречи – обсуждение концепции реализации новой основной профессиональной образовательной программы бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование. В процессе работы участники встречи обсудили проблемы формирования профессиональных компетенций будущих педагогов.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова рассказала:

– Мы рады сообщить профессиональному сообществу, что в 2018 году Владивостокский государственный университет экономики и сервиса получил лицензию на право осуществлять подготовку бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Иностранный язык». С 2019 года ВГУЭС начинает готовить учителей английского языка. В ближайших планах – открытие профиля для подготовки учителей по физической культуре. Поскольку обучение во ВГУЭС строится по практико-интегрированной траектории, нам крайне важно учитывать мнение будущих работодателей, учителей-практиков при формировании образовательной программы. Именно поэтому мы пригласили руководителей и учителей школ и образовательных учреждений СПО – практиков, методистов – для того чтобы обобщить имеющийся опыт и утвердить общий подход к обучению будущих учителей. Особенность и уникальность нашей образовательной программы состоит в следующем. Во-первых, мы сознательно выбрали вариант подготовки с одним профилем – «Иностранный язык (английский)», это значит, что мы сохраняем нормативный период обучения 4 года, в отличие от других учебных заведений региона, которые осуществляют подготовку учителей сразу по двум профилям, в связи с чем время обучения бакалавров увеличивается до пяти лет. Во-вторых, тесное сотрудничество ВГУЭС и Дальневосточного центра непрерывного образования (ДВЦНО) позволяет не только организовать преподавание специалистами-практиками ряда важнейших дисциплин на базе Психолого-педагогического центра АНПОО «ДВЦНО», но и предоставить отличную базу для учебных и производственных практик по всем уровням образования – дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования. А кроме того, что важно для наших потенциальных абитуриентов – мы единственный вуз, осуществляющий подготовку по направлению «Педагогическое образование» на территории г. Владивостока.

Директор Департамента учебно-воспитательной работы Юлия Чебова в своем приветственном слове выразила надежду на сотрудничество университета и представителей профессиональной среды:

– Специфика Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения такова, что они, с одной стороны, дают полную свободу вузам в формировании содержания образовательных программ, а с другой – диктуют жесткую необходимость тесного взаимодействия вуза и профсреды. Только так, четко понимая задачи работодателей, мы можем выработать правильную траекторию подготовки выпускников. Наша цель – максимально приблизить образовательную программу к потребностям школ и организаций СПО, а значит, быть полезными вам, городу, краю. Сегодняшняя встреча –важный шаг, который необходимо сделать и который полностью соответствует миссии ВГУЭС – содействовать устойчивому социально-экономическому развитию региона путем подготовки востребованных кадров.

Руководитель Психолого-педагогического центра АНПОО ДВЦНО кандидат педагогических наук Евгения Серова рассказала участникам встречи о том, как планируется организовывать практико-интегрированное обучение по программе «Педагогическое образование». Спикер отметила:

– С первых дней обучения студенты будут иметь возможность познакомиться с особенностями работы образовательных учреждений разных типов – государственными и частными, общего и дополнительного образования. В соответствии с современными требованиями особое внимание уделяется вопросам инклюзивного образования. Для наших студентов мы предусмотрели специальные дисциплины, посвященные вопросам психологии и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» предусматривает трудоемкость всех видов практик, равную трудоемкости целого учебного года, то мы уверены, что наши будущие выпускники выйдут из стен университета уже подготовленными к профессиональной деятельности.

Ольга Виселова, директор средней общеобразовательной школы № 13 с углубленным изучением английского языка, так прокомментировала встречу:

– ВГУЭС взялся за большое и очень важное дело. Квалифицированные творческие, активные учителя английского языка всегда нужны в школе. И мы готовы выступить базой практики и экспериментальной площадкой для студентов-педагогов. А меры государственной материальной поддержки (так называемые «подъемные», ежемесячные стимулирующие доплаты, льготные условия по ипотеке) для молодых энтузиастов, которые приходят работать в школу по окончании университета, делают профессию учителя все более и более привлекательной.

Директор средней общеобразовательной школы № 63 с углубленным изучением китайского языка Анна Вдовиченко отметила:

– Сотрудничество между нашей школой и ВГУЭС идет достаточно активно по ряду направлений – мы проводим совместные мероприятия с нашими учениками и китайскими студентами Института иностранных языков ВГУЭС, наши ребята участвуют в мастер-классах по иностранным языкам в университете, в ближайших планах – проведение на базе ВГУЭС для наших учителей иностранных языков методического семинара, посвященного современным технологиям обучения. Будем рады принять на практику и будущих педагогов. А в перспективе мы рассматриваем возможность открытия в нашей школе профильного педагогического класса.

По итогам работы участниками встречи были сформулированы профессиональные компетенции будущих выпускников, определены индикаторы (показатели) их достижения, внесены конструктивные предложения по вопросам формирования учебных планов, организации учебного процесса и проведения государственной итоговой аттестации.

Юлия Коновалова поблагодарила всех активных участников Круглого стола и подвела итог встречи:

– Я вижу, что, в целом, присутствующие отметили своевременность открытия во ВГУЭС образовательной программы по педагогике, поскольку образовательные учреждения города и края испытывают серьезную потребность в кадрах, в учителях иностранного языка и физической культуры в том числе. Особенно остро вопрос дефицита учителей английского языка возникает в связи с предстоящим введением в России в недалеком будущем обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Думаю, что не за горами разработка образовательной программы подготовки учителей китайского языка – ведь с 2024 года в российских школах планируется ввести изучение второго иностранного языка, и для школ Приморья это будет китайский язык. А это значит, что для наших выпускников будет гарантировано трудоустройство.

Персоны