Учебно-методический комплект дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в контексте компетентностного подхода к обучению

6 июля 2012 Образование
Учебно-методический комплект дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в контексте компетентностного подхода к обучению

Ключевой идеей современного образовательного процесса является компетентностный подход к обучению. Для европейского и американского образования он не нов, в российской системе ВПО практическое воплощение этого принципа происходит только сейчас. Федеральные государственные образовательные стандарты, определяющие содержание образовательных программ высшего профессионального образования, предполагают овладение учащимися набором компетенций, под которыми мы понимаем  способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [1]. В связи с этим перед преподавательским составом возникает необходимость  определения содержания и основных принципов проектирования образовательных программ и отдельных дисциплин с учетом требований образовательных стандартов нового поколения. В настоящий момент содержание языковых дисциплин для нефилологических направлений подготовки также серьезно трансформируется. Необходимо создать новые программы дисциплин, «вписав» их  в основные образовательные программы и в крайне ограниченное количество часов, выделяемое на языковую подготовку. Пересмотра требуют и методики преподавания. В предлагаемой статье  изложены основные подходы к проектированию  дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» на основе опыта преподавателей Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.   
При создании учебной программы конкретной дисциплины необходимо отталкиваться от компетентностной модели выпускника определенной образовательной программы. Модель включает набор компетенций, которые делятся условно на 2 основных группы: общекультурные и профессиональные.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса дисциплина «Стилистика русского языка и культура речи» включена в основные образовательные программы по таким направлениям подготовки, как Бизнес-информатика, Дизайн, Информационные системы и технологии, Менеджмент, Организация работы с молодежью, Прикладная информатика, Радиотехника, Товароведение, Технология транспортных процессов, Экология и природопользование, Экономика, Юриспруденция. Проанализировав компетентностную модель выпускника по всем указанным направлениям подготовки [2], мы составили перечень общекультурных и профессиональных компетенций, в формировании которых участвует наша дисциплина. Отметим, что перечень компетенций, особенно общекультурных, как правило, существенно совпадает в большинстве компетентностных моделей.
По итогам освоения основной образовательной программы выпускники должны знать:

  • основы современного русского языка и культуры речи;
  • характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации;
  • основные принципы построения монологических текстов и диалогов.

Бакалавры должны уметь:

  • логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
  • самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу.

Наконец, выпускникам необходимо владеть:
русским языком и культурой мышления;

  • навыками грамотного письма и устной речи;
  • навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке;
  • лексическим минимумом общего и терминологического характера;
  • нормами деловой переписки и делопроизводства;
  • навыками публичной и научной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
  • навыками практического анализа логики различного рода рассуждений;
  • навыками работы с научно-методической литературой;
  • навыками осознанного чтения;
  • навыками деловых коммуникаций в профессиональной сфере;
  • навыками делового общения в стандартных профессиональных ситуациях;
  • навыками ведения деловых переговоров.

Таким образом, перед преподавателями стоит задача проектирования дисциплины с целью  достижения указанных результатов обучения. Соответственно, на первый план выходят новые требования к содержанию дисциплины, ее методическому обеспечению и обучающим технологиям.
Важнейшим принципом компетентностного подхода является превращение студента из «объекта» в «субъект» обучения: компетенции нельзя привить – их может сформировать только сам учащийся, хотя и с помощью преподавателя, конечно. В связи с этим актуализируется роль самостоятельной работы студентов. В нашем конкретном случае она приобретает еще большее значение и потому, что общий объем аудиторной нагрузки по  дисциплине составляет всего 34 часа. Несомненно, многие виды заданий рассчитаны на самостоятельную подготовку студентов. Усиление роли самостоятельной работы делает актуальной соответствующую нормативную и методическую поддержку. Учебно-методические материалы должны быть доступными для студентов и мотивировать их к самостоятельному обучению.

Для компетентностного обучения характерно также смещение акцента с процесса на результаты обучения. Объектом оценки результатов становится не столько объем и качество усвоенных знаний, сколько диагностика эффективности деятельности [3, с. 95].   Организация эффективной самостоятельной работы в межсессионный период невозможна при традиционной системе контроля и оценки знаний в высшей школе в виде итоговых и промежуточных экзаменов и зачетов. Контроль результатов обучения должен быть постоянным, систематическим и осуществляться на всех этапах. Опыт российских вузов показывает, что стимулирование студенческой аудитории к систематической работе в течение всего семестра эффективно при использовании рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Использование рейтинговой системы оценки существенно меняет отношение студентов к учебному процессу, значительно повышает их самостоятельность и ответственность. В данной системе учитываются не только академические успехи студентов, но и их активность на занятиях, участие в семинарах, своевременное и качественное выполнение письменных работ. Применительно к нашей дисциплине это находит свое отражение в том, что  уже с самого начала семестра студентам дается перечень заданий, которые они обязаны выполнить в ходе освоения дисциплины, при этом каждое задание оценивается в определенное количество баллов, сумма которых в итоге и составит рейтинговую оценку.
Таким образом, существенную роль в содержании и методическом обеспечении дисциплины должны играть элементы, предполагающие самостоятельную работу студентов, и элементы, оценивающие результаты обучения. И те, и другие занимают важнейшее место в  учебно-методическом комплекте дисциплины – обязательном наборе учебно-методических материалов, необходимом для проведения всех видов занятий по определенной дисциплине и учитывающем специфику всех форм и технологий обучения [4]. Учебно-методический комплект дисциплины имеет следующую структуру:

  • программная часть (аннотация, учебная программа дисциплины);
  • теоретическая часть (презентационные материалы, конспект лекций и т.д.);
  • практическая часть (практикум и т.д.);
  • оценочные средства (задания для контрольных работ, тесты и т.д.);
  • методы обучения (имитационные неигровые; игровые;  учебные дискуссии;
  • презентации).

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса все учебно-методические комплекты дисциплин объединены в каталог: электронные версии всех учебных материалов размещаются в Интернет-репозитории образовательных ресурсов университета и доступны всем зарегистрированным пользователям: преподавателям, сотрудникам, студентам всех форм и технологий обучения.
Для того чтобы проиллюстрировать вышеизложенное, обратимся к конкретным примерам наполнения учебно-методического комплекта по «Стилистике русского языка и культуре речи».
Крайне ограниченное количество лекционных часов (17 за весь семестр) стимулирует преподавателей не столько к тематическому, сколько к проблемному способу подачи материала. Так, например, «уложить» в 2 академических часа тему «Система норм литературного языка. Вариативность нормы. Нарушения норм литературного языка» –задача практически не выполнимая, однако продемонстрировать общий алгоритм разделения языковых явлений на нормативные и ненормативные на примере конкретных речевых ситуаций вполне реально. Прекрасную возможность более эффективно использовать лекционное время дают электронные презентации, которые обязательны для использования на лекциях. Таким образом, в аудитории происходит обсуждение только самых важных проблем, все остальные вопросы выносятся на самостоятельное изучение с использованием презентаций, которые доступны всем студентам.
Безусловно, при минимальном количестве аудиторных часов возможно сделать акцент только на формировании самых важных компетенций. Существенная их часть связана с овладением устной и письменной речью в двух стилях – научном и официально-деловом.  При этом целесообразно предлагать такие задания, выполнение которых предполагает отработку разных навыков.  Например, каждому студенту предложен текст научной статьи по проблемам культуры речи (среди авторов – Е.А.Земская, Л.П.Крысин, О.Б.Сиротинина, А.Д.Шмелев и другие уважаемые коллеги), на основе которой они должны написать  реферат и аннотацию. При этом студент углубляется в саму проблематику дисциплины, знакомится с особенностями научного стиля, формирует навыки понимания и трансформации текста, сам создает два текста разных жанров в научном стиле. И, будучи предупрежден, что текст с ошибками зачтен не будет, попутно вспоминает правила русского языка (на аудиторных занятиях времени на это нет, а программой дисциплины владение предусмотрено).      
Что касается делового общения, то здесь мы предпочли использовать игровые и неигровые методы. Например, для овладения навыками и жанрами деловой переписки в группе создаются модели нескольких компаний, назначается директор и распределяются другие должности, после чего в каждой «компании» осуществляется документооборот: «сотрудники» издают приказы, пишут заявления, другие виды документов, а также ведут переписку между компаниями. Это полностью самостоятельная работа: пользуясь презентациями лекций и другими рекомендованными источниками, каждый студент должен подготовить пакет деловой документации.    В обязательные виды деловых документов включаются резюме, рекомендательное письмо, приказ, аналитическая и докладная записки, заявление, доверенность, письмо-приглашение, письмо-просьба, письмо-коммерческое предложение, письмо-отказ на коммерческое предложение, претензия.
Для тренировки устного делового общения в аудитории сформированные модели компаний проводят деловые игры, отрабатывая такие формы, как совещание, собеседование, переговоры. В качестве контроля овладения навыками деловой коммуникации каждому студенту предлагается для анализа диалог, в котором допущены ошибки, связанные с устным деловым общением. Цель учащихся  – обнаружить и исправить ошибки.  
Как уже говорилось, важнейшим элементом компетентностного подхода является постоянный контроль результатов обучения.  Результаты – это сформированные компетенции, представляющие собой новое качество, увязывающее знания и умения с интегральными характеристиками качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике.  Из этих свойств компетенций следует, что в рамках одной дисциплины оценить их сформированность чаще всего невозможно – такая оценка производится в ходе итоговой государственной аттестации [5].        Обсуждая проблему контроля результатов обучения в пределах рассматриваемой дисциплины, мы можем говорить только об оценке более локальных результатов обучения – компонентов компетенций (знаний, умений, владений).
Контроль результатов обучения осуществляется в течение всего семестра. Использование презентационного оборудования на лекциях позволяет оперативно проверять усвоение лекционного материала с помощью небольших тестов в конце каждой лекции. Тесты оцениваются, что стимулирует посещаемость лекций. Контроль овладения орфоэпическими, акцентологическими, орфографическими нормами языка происходит в форме индивидуальных собеседований. Для проверки соблюдения лексических, морфологических и синтаксических норм проводится контрольная работа.
Итоговое тестирование, подготовленное преподавателями кафедры русского языка, проводится в компьютерном центре. Вопросы теста охватывают  все дидактические единицы и подразделы дисциплины (стилистика, культура речи, основы делового общения, риторика). Результаты подсчитываются автоматически.
Подводя итог, необходимо отметить следующее. Компетентностный подход к обучению определяет в качестве главной цели преподавания дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» (равно как и других родственных дисциплин –  «Русский язык и культура речи», «Русский язык в профессиональной сфере» и т.п.) выработку речевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Структура и наполнение учебно-методического комплекта дисциплины нацелена на достижение этой задачи. Особенностью УМКД является большая доля заданий для самостоятельной работы и оценочных средств для регулярного контроля результатов обучения. Более эффективному усвоению учебного материала способствует применение современных информационных и обучающих технологий.

Литература

  1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования
  2. /авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1.  М.: ФИРО, 2010.
  3. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
  4. http://www.fgosvpo.ru/index.php?menu_id=7&menu_type=7&parent=6
  5. Управленческие инновации в вузе: Кол. монография/Под общ. ред. проф. Г.И.Лазарева. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. –  с. 95
  6. Кононова О.В. Управление учебно-методической деятельностью вуза (из опыта
  7. Владивостокского государственного университета экономики и сервиса). – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. – 124 с.
  8. Ковтун Е.Н. Формирование и проверка компетенций: новые образовательные
  9. технологии, фонды оценочных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://dssp.petrsu.ru/files/fgos2011/kovtun2.ppt

Авторы публикации